Беспринципно считать, что ты не можешь достичь всего, чего достигли великие мастера. Мастера - это люди, и ты - человек.
Хагакурэ. XVIII в.
Если мы внимательно посмотрим на любого продвинутого бойца и сравним его стиль борьбы и технический арсенал с арсеналом других бойцов этого же стиля, то однозначно сделаем вывод: различия в технике и тактике бойцов более значительны, чем общие черты. Это совершенно объяснимо. Неосознанно, в течение длительного времени спортсмен оттачивает именно те действия, которые максимально подходят к его биомеханической модели и типу поведения. Если быть точным, то и побеждает боец именно за счет своих индивидуальных особенностей и степени их реализации. Яркий пример тому - плеяда чемпионов мира в тяжелом весе по боксу: Сани Листон, Фрезер, Форман, Мохаммед Али, Холлифилд, Тайсон. Бокс технически крайне ограничен правилами соревнований, и тем не менее, каждый из этих великих чемпионов ухитрялся обладать своей собственной техникой, я уж не говорю о тактике.
Примечание: Мы, возможно, не самые сильные и не самые результативные, но совершенно точно, Мы не ущербные люди, Мы категорически не приемлем интриг, сплетен и подлости. Мы не делим власть и деньги, это позволяет нам надеяться, что мы прежде всего Люди, а лишь потом бойцы!
Мировоззрение восточного мастера базируется на одной из доминирующих ветвей буддизма. Важнейшей частью подготовки бойца считается психологическая подготовка, а точнее способы управления психикой. В этой важной части обучения возникают основные противоречия. Восток, без сомнения, добился ощутимых результатов в области самоуправления, суггестии и гипноза. Причем вся методика психорегуляции либо заимствована, либо и есть религиозная практика. Хорошо ли это?
Иаи-дзюцу - искусство первого удара, очень показательный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, самурай из положения сидя (релаксация), переходил к взрывной атаке(концентрация). Легенда гласит, что изобрёл иаи-дзюцу Ходзё Дзинсукэ основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.
Образное, пространственное представление предполагаемого действия, должно начинаться с приведения сознания в состояние "ментальной тишины". В Японии, традиционно, для этой цели использовалось задание "Моку-со", медитация с закрытыми глазами. Сама медитация, крайне сложный для восприятия и противоречивый по целям процесс.
На основе многочисленных экспериментов, опроса спортсменов и тренеров, личного прикладного опыта, попытаемся вывести зависимость проигрыша поединка от недостаточной терпимости к боли.
Учебный процесс, вне зависимости от сложности и длительности, нуждается в разделении на этапы (периоды), а они в свою очередь требуют текущего подведение итогов. Умение правильно оценить проделанную работу, позволяет выявить недостатки, сформулировать и реализовать перспективные задачи. Объективная оценка по текущему результату, как правило, затруднена. Делая упор на субъективное осмысление и изучение каратэ, нельзя усреднять всех обучаемых без учета их особенностей. А учитывая полноконтактный способ ведения боя, и наличие прикладного раздела особое внимание в тренинге уделяется психологической составляющей. Поэтому совершенно не соизмерим субъективный путь одаренного физически спортсмена и одержимого, трудолюбивого, но не развитого физически. Хотя, конечно, мерилом всего пройденного пути будет бой, то есть конечный результат.
Цель данного раздела показать необходимость и возможность создания общей методики тренинга специальных подразделений и коммерческих служб безопасности. В настоящее время в мире идет активизация локальных конфликтов и войн, для которых характерно применение стрелкового, либо легкого артиллерийского вооружения, что в свою очередь вносит новые требования к физическому состоянию и индивидуальной тактической грамотности военнослужащих. Нестабильная международная обстановка, острая внутриполитическая ситуация, как никогда нуждаются в сдерживании силовыми структурами государства, которые в свою очередь вынуждены использовать спец. подразделения, к которым, в связи с явным прогрессом в области боя на критической дистанции, предъявляются новые более жесткие требования.
Принцип боевого искусства состоит в том, чтобы нападать не думая о жизни и смерти - пускай все решит судьба.
Хагакурэ. XVIII в.
Уже не раз говорилось, что у спортивного и реального поединка очень мало общих черт. То, что запрещено в спорте, является ведущей техникой в прикладном разделе. Чем это вызвано?
Тактическая задача диктует особенности технического арсенала. Рассмотрим, для примера последовательность прикладной тактической задачи "Нейтрализация противника, захват секретоносителя"
Психотактика - это раздел обучения, формирующий не стереотипную тактическую форму ведения боя, содержание которого контролируется ощущениями, а его стратегическая цель задаётся предварительным психотренингом.
Существует способ настроя на поединок, называемый "фантомным замещением", хорошо знакомый всем любителям востока по "звериным" стилям у-шу. Боец отождествляет себя с тотемным животным и поручает ему вести поединок за себя, устраняясь как личность и передавая свое тело в управление духу зверя. Это очень интересная психотехника, т.к. она полностью реализует принцип "опустошения". Мало того, она обостряет, буквально на животном уровне, все рефлекторные наработки. Учитывая доминирующие качества конкретного зверя (ярость, хитрость, силу, беспощадность и бесстрашие), боец приобретает удивительные боевые качества, при этом ментально не участвуя в процессе схватки.
Существует ряд тактических задач невыполнимых, либо трудновыполнимых без помощи боевого ножа, отсутствие отечественных методик в этой области значительно сужает тактический арсенал специалистов "специального назначения", либо ставит преподавание специальной тактики в зависимость от иностранных разработок, что совершенно не допустимо.
Инструктор эскрима Кабьеро (J.C. Cabiero) (справа) сталкивается с противником (1) и демонстрирует применение "декуэрдас” в бою с противником, который вооружён ножом. Когда нападающий противник пытается порезать (2) Кабьеро ножом, тот уходит в сторону от лезвия и контратакует: наносит удар балисоном по руке противника, держащей нож. Удар Кабьеро является одновременно и защитной, и атакующей техникой, что особенно характерно для декуэрдас. Кабьеро заканчивает атаку (3)захватом руки противника, держащей нож, и режущим ударом балисоном по горлу противника.
Кабьеро (справа) демонстрирует применение карманной палочки эскрима для защиты от противника, вооружённого палкой (1). Противник наносит удар палкой по голове Кабьеро (2). Мастер уходит в сторону от удара и контратакует толстым концом карманной палочки по запястью руки, держащей оружие. Кабьеро немедленно сближается (3), прижимает руку противника с палкой и карманной палочкой наносит удар противнику в глаз, а локтем, одновременно, наносит мощный удар в грудь.