РАЗВИТИЕ КУЛАЧНЫХ БОЕВ КАК САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ
РАЗВИТИЕ КУЛАЧНЫХ БОЕВ КАК
САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ
Исторические условия развития русского и других народов нашей страны, в
частности постоянная борьба с врагами за независимость своей Родины, не могли
не отразиться на характере физических упражнений, на играх и развлечениях.
Первые сведения о кулачных боях на Руси находим в Густинской летописи 990 г. и в летописях Нестора,
датированных 1069 г.
Было два вида состязаний в кулачных боях: массовые бои «стенка на стенку» и
одиночные — единоборство «один на один» или «сам на сам».
Особенно популярной была форма — «стенка на стенку», где бой был массовым и
представлял организованные действия. Каждая сторона старалась прорвать «стенку»
противника, внести панику и смятение в его ряды и вытеснить его с боевой
площадки. Отступивший противник перегруппировывался и снова шел стеной в атаку.
Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился до тех пор, пока одна
из сторон была совершенно побеждена и отказывалась от боя.
Места для боя были традиционными; зимой обычно бились на льду реки. Первыми
начинали подростки, за ними вступали взрослые — женатые и часто старики. В
народе существовали неписанные правила, которые передавались из поколения в
поколение. Бой проходил либо на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары
наносились только лицом к лицу в голову, грудь и живот. Упавшего не били,
отсюда поговорка «лежачего не бьют», «лежачий в драку не ходит». Кто падал на
землю, считался побежденным. Бились до первой крови, пьяных к бою не допускали.
Подножки и нападения сзади запрещались. Считалось бесчестным переходить за
вознаграждение или подарки к противной стороне. Нарушения правил наказывались.
В основе своей русские кулачные бои были подлинно народным видом физических
состязаний, спортивной игрой, «молодецкой потехой», рожденной здоровой удалью,
спортивным желанием померяться силой, по-богатырски «разойтись плечом,
размахнуться рукой», лишенной злобы и вражды. Не случайно кулачные бои привлекали
к себе творческое внимание многих русских писателей.
Кулачные бойцы проявляли большое искусство. Существовала поговорка «не силой
бьются, а сноровкой». Кулачных бойцов, выдающихся по силе и умению, в народе
называли «надежа-боец». Эти бойцы участвовали в одиночных боях, принимали также
участие и в массовых — «стенка на стенку». Они пользовались большой славой и
уважением.
Из уст в уста веками передавалась в народе слава о «богатырях-молодцах».
Так, например, известны обладающие большой физической силой троицкие монахи
Александр Пересвет и Ослябля. В летописях рассказывают, как Пересвет в
единоборстве поразил татарского богатыря перед Куликовской битвой. Кулачные бои
нашли отражение в художественной литературе, автобиографических очерках и
воспоминаниях. Описание кулачных боев находим у М. Ю. Лермонтова, А. М.
Горького, Н. В. Гоголя, Н. Г. Помяловского, Ф. В. Гладкова, Д. Н.
Мамина-Сибиряка и др.
Имеются сведения, что Петр I любил организовывать кулачные бои, «дабы
показать удаль русского народа». Об этом, в частности, пишет первый русский
механик Андрей Нартов, обучавший царя механическому делу. При Екатерине II
кулачные бои были очень популярными. Граф Г. Орлов считался отличным бойцом и
не раз приглашал знаменитых силачей померяться с ним силой. Несмотря на запрет
церкви, народ продолжал любить кулачные бои.
С развитием капитализма в России организаторами кулачных боев стали купцы,
фабриканты. Они часто делали заклады или держали пари, напуская друг на друга
бойцов, подобно петухов, разжигая и озлобляя своих «подопечных». Г. И.
Успенский в рассказе «Бойцы» подробно описывает кулачный бой в губернском
городе. Здесь боем руководят меценаты, «покровители», спаивающие бойцов, чтобы
«скорее дошел». А потом — крики женщин, волокущих своих пьяных окровавленных
мужей домой.
Часто кулачные бои использовались представителями эксплуататорских классов с
целью отрыва масс от революционной борьбы, разжигания национальной вражды.
Незлобивые, гуманные по своим правилам народные состязания на кулаках под
тлетворным влиянием царских погромщиков стали перерождаться в кулачные
расправы.