Равновесие - это самый важный аспект защитной стойки. Без
хорошего равновесия, сохраняющегося каждую минуту боя, боец потеряет контроль
над своим телом в период проведения ударов. Равновесие может быть достигнуто
только тогда, когда все части тела находятся в правильном соотношении. Ноги
должны находиться под телом и расставлены так, чтобы расстояние между ними было
один нормальный шаг, а тело опиралось на две, а не на одну точку. Тяжесть тела
должна быть равномерно распределена на обе ноги или чуть больше находиться на
«передней» ноге. Когда вы немного согнули колено «передней» ноги, вы перенесли
центр тяжести немного вперед, но пятка «передней» ноги должна лишь слегка
касаться пола, чтобы держать равновесие и уменьшить напряжение и чтобы вы были
«легки на ногу». Колено «передней» ноги не должно быть напряжено, а должно быть
расслаблено. Хотя мы сказали о том, как необходимо ставить пятку «передней»
ноги, но это еще не означает, что всегда существует твердое правило, что пятка
должна быть приподнята над полом. Это зависит от ситуации и позиции
тела.
Пятка «задней» ноги приподнята над полом для того, чтобы облегчить
перемещение центра тяжести на «переднюю» ногу в тот момент, когда вы проводите
удар. Также она действует, как своеобразная пружина для тела. Она сжимается,
когда противник бьет вас. Как и «передняя», «задняя» нога должна быть немного
согнута, но расслаблена и гибка. Вы редко можете увидеть хорошего бойца, у
которого было бы вытянуто колено, даже если ему нужно сделать быстрое
движение.
Защитная стойка придает телу состояние полного равновесия, это
следует постоянно сохранять. Переднюю часть тела можно соотнести с воображаемой
линией от пяток до плеча. Заметьте естественное расстояние между стопами ног
Брюса Ли, как немного согнуты колени, а пятка «задней» ноги поднята чуть выше,
чем пятка «передней» ноги. Эта стойка дает несколько преимуществ: быстроту,
расслабленность, равновесие и легкость движений, а вместе с тем позволяет
сделать сильный удар.
Хорошее равновесие - это контроль за телом в любой
позиции, это контролирование вашего центра тяжести. Даже если ваше тело
находится в состоянии или положении неустойчивого равновесия - далеко от основы
для поддержки - вы сможете удержать свое равновесие.
Ли отступает назад,
в то время, как противник нападает, но при этом Брюс сохраняет устойчивое
равновесие. Брюс Ли делает длинный удар кулаком, но по-прежнему контролирует
свое тело, чтобы быть в состоянии отразить любое контрнападение
противника.
Чтобы контролировать свой центр тяжести во время движения,
вы должны перемещаться с помощью коротких шагов или скользя, а не делать скачки
или большие шаги. Если вы хотите двигаться быстро, сделайте несколько маленьких
шагов. Лучше сделать два средних, чем один длинный шаг, когда вы сокращаете
расстояние до противника. Ваш центр тяжести постоянно меняется в соответствии с
вашими действиями и действиями противника. Например, чтобы быстро двинуться
вперед, вы должны центр тяжести искусно перенести на «переднюю» ногу с тем,
чтобы дать возможность вашей «задней» ноге помочь отбросить ваше тело быстрым,
коротким и резким движением. Чтобы продвинуться назад, вы должны центр тяжести
перенести на «заднюю» ногу, это даст вам возможность сохранить равновесие для
защиты и контрнападения.
Широкие шаги или постоянное перемещение тяжести
с одной ноги на другую должны быть исключены из вашего движения, кроме случаев
нанесения ударов ногой или рукой. Момент, когда ваш центр тяжести перемещается,
всегда связан с тем, что равновесие нарушается и боец становится уязвимым для
нападения. Кроме того, боец не может нападать, если у него состояние
неустойчивого равновесия. Вместе с тем, в момент переноса центра тяжести вы
открываете возможность для нападения на себя.
Вы должны стараться, чтобы
ваше равновесие было устойчивым и в процессе движения и тогда, когда вы стоите
на месте. Необходимо научиться контролировать свое тело, особенно, когда вы
делаете удары рукой или ногой, поскольку тогда вы должны перемещать центр
тяжести с одной ноги на другую. Сохранение равновесия при перемещении центра
тяжести - это искусство, которым владеет очень малое число
людей.
Изменение своей стратегии в процессе борьбы не является ошибкой,
но вы не должны отступать от своей обычной тактики. Боец находится в достаточно
хорошей позиции, правда, чуть больше тяжести перенесено на его «переднюю» ногу.
Но как только он пытается осуществить нападение, он теряет
равновесие.
Хороший боец должен всегда сохранять состояние равновесия.
Устойчивое равновесие и правильный выбор времени нападения является основой для
успешной и эффективной техники.
Самая идеальная позиция ваших ног - это
та, которая позволяет вам сразу же двинуться в любом направлении; та, которая
держит вас в равновесии и позволяет отразить нападения с любой стороны,
одновременно давая вам возможность пойти в контрнаступление. Как и в теннисе,
например, сила удара ракеткой отчасти достигается благодаря
ногам.
Защитная стойка дает вам равновесие и легкость движений благодаря
правильному соотношению отдельных частей тела. Слишком широкая стойка нарушает
правильное соотношение, кроме того она придает твердость, но при этом не
способствует развитию быстроты и подвижности. Узкая стойка дает скорость, но
лишает вас силы удара и равновесия.
Вам не следует слишком много силы
вкладывать в удар ногой или рукой. Это нарушает ваше равновесие. Отрабатывайте
контрудары с партнером, нападающим на вас. Когда он промахивается, то на
мгновение теряет равновесие и становится уязвимым для контрудара. Единственный
для него выход - это потихоньку согнуть колени.
Вырабатывайте у себя
кинестетическую перцепцию, то есть способность ощущать сокращение и расслабление
мышц. Единственным способом развить в себе кинестетическую перцепцию является
тот, при котором вы ставите свое тело и его части в разные позиции и учитесь
ощущать это. Например, займите положение устойчивого равновесия, а затем выйдите
из него и вы ощутите разницу, потому что вы продвинулись вперед, назад или в
одну из сторон. Когда вы наконец зафиксировали это ощущение, используйте его как
своеобразный путеводитель для своего тела, перемещающегося в разные положения -
от неуклюжих до элегантных движений, - переходя от состояния напряженности мышц
к их расслаблению. В конце концов ваша кинестетическая перцепция должна быть так
отработана, чтобы вы чувствовали себя неловко, если ваше тело не достигает
максимального эффекта при минимальном напряжении.
Чтобы развить ощущение
устойчивого равновесия, вам необходимо отрабатывать его и в правой, и в левой
стойке, особенно при тренировке одних и тех же захватов и ударов. В перерывах
между тренировками делайте следующее упражнение: в момент, когда снимаете или
одеваете ботинки, стойте на одной ноге.
Отработка упражнений «липких
рук» («Chi Sao») - это один из наилучших способов развить ощущение
равновесия.
В стиле винг чун («Wing Chun») оба бойца стоят друг против
друга, их ступни расположены параллельно. Обе руки у них вытянуты так, что
касаются лишь запястьями. Оба бойца поворачивают руки вперед-назад в направлении
против часовой стрелки; одна рука каждого из них находится внутри, а другая
снаружи по отношению к руке противника. Давя на руки противника, каждый из них
стремится опрокинуть другого. Чтобы избежать этого, каждый из них вынужден
постепенно сгибать колени и опускать центр тяжести так, что опускаются и бедра.
В этом положении у бойца хорошее равновесие по линии слева-справа, но плохое по
линии вперед-назад. Поэтому Брюс Ли изменил эту стойку, выставив одну ногу
вперед. В этом положении у бойца более устойчивое равновесие, и эта стойка хотя
и не является стойкой стиля JKD, но очень напоминает ее.