Как уже указывалось, во время тренировки, с целью усовершенствования
ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум
не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а
сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен
таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение,
например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов,
не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма
тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах
в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа.
Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки
ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших
усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа
такие: 1. Темп техники 2. Точки напряжения силы 3. Контроль дыхания
В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно
подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя
все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному
выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере.
Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном
объеме понять их значение. Будучи каратека, мы должны помнить важность
роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства,
как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в
ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных
тренировок.
Темп техники В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет
свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить
последовательность шагов; это занимает относительно короткое время.
После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а
затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом
он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели.
Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром
потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не
изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в
ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы
сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим - его
способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не
может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации,
а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою
нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно
адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет
терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не
представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда
невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда
это необходимо, и “контролируемой свирепости", когда темп
увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер
- это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и
осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда
необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может
также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует
ситуации.
Моменты Напряжения Силы. Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы
очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения
выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии,
позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники
выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей
отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.
Техники, сопровождаемые киай - это обычно высокие моменты ката, и
сила - полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля,
недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила
происходит от приспособляемости и способности протекать через движения.
Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая,
чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что
вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона,
который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство,
что его никогда невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих
элементов - Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее
спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле,
которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, студент придет к оценке
моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.
Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением.
Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего
тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и
Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и
все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.
Контроль дыхания. Контроль дыхания в ката - это жизненно важный момент. Нужно
научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в
ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания
ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется
движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится
естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит
и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор
времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же
важностью, как и к техникам.
"Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть
спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и
пожара."-Мас Ояма.
Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же
важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно
серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при
выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными
состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек
спокоен и умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и
ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание - более быстрое и
мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над
собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение
контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в
целом повлияет на всю жизнь.
Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация
дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание
задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.
Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь
в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только
волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы
поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с
элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое
желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.