О значении позиций в каратэ
В ходе боя ноги совершают разнообразные движения, перемещая тело, которое принимает множество позиций. Позиции служат для сохранения баланса и маневрирования. Перемещения со сменой позиций позволяют использовать инерцию тела и силу ног для усиления ударов и блоков, проведения бросков и других действий в бою. Функциональные особенности различных хорошо сбалансированных позиций в каратэ в целях обучения выражаются в определенных стойках, которые являются основой и канонизируются каждой школой.
Как уже указывалось, во время тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие: 1. Темп техники 2. Точки напряжения силы 3. Контроль дыхания
Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддиское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Мае Ояма говорил:"Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ". Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ
По словам Мас. Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям
каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит :
“Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное
выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай
говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники,
в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих
главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Теншо - самое
обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из “Это
каратэ”: "Теншо - это базовая иллюстрация определения каратэ,
выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на
точках." Вновь Сосай говорит: "Человек, который тысячи раз сделал
(ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить
любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой
атаке, и всегда сможет идеально защитить себя". Теншо должно стать
первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и
теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом
в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники,
блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.
«Секреты» ката Сантин, постигаемые в живой практике — в занятиях каратэ
и исполнении одной из разновидностей этой формы, рано или поздно
заставляют задуматься над причинами отношения к Сантин как к.
бесценному сокровищу традиции. Несмотря на то, что ката Сантин в
различных школах существует в разных вариантах и исполняется различными
способами, включая различные методы дыхания, эта форма сохраняет свою
узнаваемость, некую фундаментальную идею и базовые принципы. Какие бы
варианты ката (нередко весьма отличные друг от друга) не
подразумевались в оценках представителей разных школ, мастера сходятся
в признании огромной пользы этой простой формы, вплоть до утверждения,
что «все в каратэ есть Сантин».