Выход школы Кёкусинкай за пределы Японии потребовал адаптации
традиционной школьной иерархии к западному менталитету. Существенным
фактором здесь была мотивация к установлению определенных градаций в
уровнях подготовки, а также к получению соответствующих сертификатов и
знаков отличия, свидетельствующих о росте мастерства и достижениях в
овладении искусством каратэ. По инициативе Тадаси Накамуры (одного из
первых воспитанников Масутацу Оямы) в школе Кёкусинкай была впервые
введена система из ученических и мастерских поясов (кю и данов),
которые отличались своими цветами. Цвета ученических поясов — белый,
голубой, зеленый, желтый и коричневый. Цвет всех мастерских поясов был
черным, и они отличались количеством золотых полосок на конце.
Символика цветов в системе поясов, которая указывала на уровень
зрелости ученика школы, не была ограничена традиционно японскими
значениями. В международном обиходе были необходимы универсальные
смысловые ориентиры. В результате белый цвет, который в Японии
связывается с трауром, был переосмыслен согласно всеобщим
представлениям о первозданной чистоте и «невинности» сознания
начинающего ученика. Оно как бы представляло чистый лист бумаги, на
который будут нанесены иероглифы, обозначающие знания, передаваемые
школой. Белый цвет мог ассоциироваться с природной чистотой только что
выпавшего снега.
Именно переход с «культурного» на «природный» уровень символизма
позволил традиционной восточной школе выйти к общезначимому плану
смыслового содержания. В результате голубой цвет пояса стал указывать
на небо, которое везде служило символом духовной устремленности. Желтый
цвет был соотнесен с Солнцем, т.е. с универсальным физическим аналогом
Высшего Божества. Восход солнца в душе ученика означал духовный
рассвет, подготовленный предшествующими этапами тренировок и духовного
воспитания. Зеленый цвет пояса символизировал расцвет творческих сил,
знаменовавших обилие листвы на древе познания. Коричневый цвет
ассоциировался со зрелостью плодов обучения. Черный же цвет
рассматривался как символ мудрости, обретаемой на пути воинского
искусства.
В результате символика цветов в системе поясов была сориентирована
на универсальные духовные ценности и смогла отразить представления о
цикле созревания мастера воинского искусства. На внешнем образном плане
оно соотносилось с циклом живой природы, а на внутреннем духовном плане
— с циклом духовной эволюции, со ступенями самопознания на пути
Будо-каратэ. И, соответственно, со степенями воинского духовного
«посвящения», которое делало мастера каратэ «мастером жизни».
Закономерные этапы роста мастерства и духовного развития должны
были иметь соответствие в конкретном содержании обучения каратэ. Это
был тот первичный уровень воинской подготовки, «ремесла», который
определял собственные цели каратэ как боевой системы, вида самозащиты и
школы выживания в экстремальных условиях. Предметом обучения здесь были
технические нормативы школы Будо-каратэ, которые формировались в
процессе становления Кёкусинкай и по традиции передавались изустно от
учителя к ученику. В токийском хонбу в группу приближенных «внутренних»
учеников после создания международной организации, стали допускать
руководителей филиалов школы из других стран.
Одним из первых и наиболее известных «внутренних» учеников Масутацу
Оямы (который был даже официально усыновлен) стал Стив Арнейл. Именно
благодаря его усилиям было завершено формирование международных
технических нормативов школы Кёкусинкай. Сложилась стройная система, в
которой объем технических требований распределялся на 10 ученических
поясов (они объединялись попарно по указанным цветам) и на 3
мастерских, черных пояса. За их пределами квалификация мастера
определялась значимостью его вклада в развитие школы.
В настоящее время Международная федерация каратэ (IFK),
возглавляемая ханси С.Арнейлом, располагает квалификационными
нормативами, которые соответствуют реальным ступеням познания воинского
«ремесла». Его освоение обеспечено методиками обучения, позволяющими
целенаправленно и планомерно воспитывать мастеров Кёкусинкай и
полноценно передавать традицию школы. А это, в свою очередь,
предполагает уяснение боевого предназначения, казалось бы, «формальной»
техники Кёкусинкай, углубление понимания смысла боевых приемов каратэ,
овладение которыми может быть поднято до уровня подлинного искусства.