С этих ступеней начинается освоение разнообразного арсенала средств
ведения боя с использованием различных ударных поверхностей кулака и
раскрытой руки, скрестными блоками для отражения мощных атак и блоками
основанием ладони, позволяющих защищаться в ходе гибкого
маневрирования. Существенным для самозащиты является введение удара
локтем в лицо. Удары ногами включают новые траектории (круговые) и
направления (в сторону и назад), позволяя осуществлять секущие и
проникающие атаки на соответствующей дистанции. Освоение таких ударов
на нижнем и среднем уровнях позволяет пользоваться ими прежде всего в
самозащите.
По словам Мас. Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям
каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит :
“Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное
выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай
говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники,
в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих
главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Теншо - самое
обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из “Это
каратэ”: "Теншо - это базовая иллюстрация определения каратэ,
выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на
точках." Вновь Сосай говорит: "Человек, который тысячи раз сделал
(ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить
любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой
атаке, и всегда сможет идеально защитить себя". Теншо должно стать
первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и
теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом
в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники,
блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.
Стойки внимания являются подготовительной позицией, из которой начинается
выполнение техники, и характеризуются отсутствием мускульного напряжения всего
тела, кроме легкого напряжения мышц живота. Колени расслаблены и слегка согнуты.
Вес тела равномерно распределен на двух ногах. Руки расположены вдоль корпуса,
кисти раскрыты или полусжаты в кулаки, но не напряжены. Сознание и тело готовы
к немедленным действиям.
Как уже указывалось, во время тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие: 1. Темп техники 2. Точки напряжения силы 3. Контроль дыхания
Изучение базовой техники в пределах белых и голубых поясов закладывает
фундамент для освоения всего боевого арсенала каратэ. Вместе с тем
техники 8-7 кю сами производны от техник 10—9 кю, хотя содержат новые
ключевые элементы и принципы, значительно расширяющие возможности
самозащиты. К ним прежде всего относятся усиленный, двойной и круговые
блоки, достаточно естественные для трудовой деятельности и манипуляции
с оружием, секущие и отмашные удары ребром кулака. Впервые появляется
техника открытой ладони, причем в излюбленной у Масутацу Оямы технике
кругового блока. Принцип круга и точки стал в Кёкусинкай ключом к
пониманию техники каратэ, тактики ведения боя и философии борьбы
(включая специфическое состояние сознания).
Т-образная стойка. Ступни расположены под прямым углом друг к другу, как
показано на рисунке. Вес тела на задней ноге. Стойка в основном применяется в
ката. Как говорил один мастер: "Сначала учи все стойки, а затем пологайся на естественные".
Удары ногами мощнее, чем удары руками, но медленнее. Ногами можно атаковать
и использовать их в качестве защиты. Нога имеет следующие ударные поверхности:
Удары ногами Хидза гаммэн-гэри — базовый и одновременно постановочный прямой
удар коленом в лицо. Он служит для растяжки и правильного навыка выноса
бедра под 45°, который является ключевым для овладения другими ударами
ногами. При этом закономерно используется пружинистый толчок опорной
ноги с переносом опоры на тюсоку в фазе динамичного равновесия.
Передняя ступня расположена прямо по направлению движения. Задняя ступня
расположена под углом 45° по отношению к передней, и, в отличие от стойки
Тейджи Дачи, пятка задней ступни расположена на одной линии с передней ступней.
Вес тела на задней ноге. Как и Тейджи Дачи, стойка Реноджи Дачи используется в
основном для нанесения прямого удара передней рукой с подшагиванием передней
ногой вперед.
Новые стойки: цуруаси-дати и мороаси-дати обеспечивают расширение
тактического маневрирования, связанного с неожиданными уходами от атак
и стремительными «наскоками» на противника с опережающей атакой или
защитой. Изучение данных стоек способствует развитию баланса (особенно
на одной ноге в переходных моментах движения), а также навыков
мгновенного «собирания» позиций при завершении стремительного
перемещения. Соответственно более разнообразными становятся сами формы
и способы перемещения.
Сэйкэн
дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан блоки скрещенными предплечьями со сжатыми
кулаками позволяют принимать тяжелые удары сверху и снизу, а также
отражать в вертикальном направлении прямые удары на соответствующих
уровнях. Использование обеих рук позволяет отводить конечности
противника в любую сторону, предоставляя большие возможности для
контратак прежде всего секущими ударами. Удобны различные варианты
захватов с загибами и заломами рук, сопровождаемые ударами или
бросками.
Стойки Важность киба-дати предъявляет особые требования к ее правильному
освоению. Формирование жесткой конструкции нижней опорной половины тела
зависит от объединения важнейших силовых точек. Посадка в стойку
предполагает разведение коленей в стороны с достаточным напряжением.
Чтобы удержать опорную конструкцию, необходимо такое сцепление стоп с
поверхностью пола (земли), что вызывает повышенную нагрузку на внешние
ребра стопы. Объединение ног в общую «раму» достигается за счет
«собирания» (сжимания) ягодиц. Как и в других боевых позициях, вся
конструкция в момент концентрации приобретает изометрическое
напряжение, обусловливающее необходимую жесткость опоры для выполнения
боевых приемов.