Прямой удар Чоку Зуки наносится только вперед. Траектория удара представляет собой прямую
линию. Рука возвращается обратно в исходное положение (Хикшпэ) по той же траектории
(возвратно-поступательной). За время прохождения дистанции от бедра до цели кулак
совершает винтообразное движение, а именно: в исходном положении свободно сжатый
кулак находится у бедра пальцами вверх. Когда рука выпрямлена в конечной позиции,
кулак расположен пальцами вниз. Поворот кулака составляет 180°.
Некоаши Дачи защитная стойка. Вес тела перенесен полностью на заднюю опорную
ногу, ступня которой расположена под углом 45° по отношению к направлению
движения. Равновесие поддерживается опорой на носок передней ноги (пятка пола
не касается). Рациональное расстояние между ступнями обеих ног определяется
максимальной устойчивостью и чувством комфортности для этой стойки.
Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддиское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Мае Ояма говорил:"Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ". Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ
Блоки В программе белых поясов заложена основа всей защитной техники
каратэ - 4 базовых блока, выполняемых предплечьем на всех уровнях в
позиции сэйкэн и прежде всего в положении «ой». В конечной точке бедро
и плечи повернуты под 45°, что позволяет уменьшать зону поражения и
эффективно использовать усиливающее защиту скручивание бедер и
туловища.
Одним из самых опасных ударов в каратэ является прямой удар кулаком вперед.
Кулак сжимается складыванием фаланг пальцев одна за другой, а сверху
накладывается согнутый большой палец.
Блоки Сэйкэн моротэ тюдан ути-укэ — двойной усиленный блок изнутри
предплечьем с замахом от плеча. Блок усилен за счет упора кулаком
другой руки в предплечье, а также за счет поворота тела и бедер в том
же направлении. Защита предназначена для отражения тяжелых ударов (в
том числе с оружием), может быть использована для отталкивания
противника и освобождения от захватов.
Этот японский термин состоит из двух слов: "кара" (пустой) и "тэ" (рука). Вместе они образуют словосочетание "пустая рука". Имеется в виду искусство ведения рукопашного боя , основанное преимущественно на ударах руками и ногами . Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - " истолковать ( показать ) себя пустым ". Мастер каратэ как боевого искусства - Фунакоси Гичин - избрал именно этот характер значения каратэ . Он писал : "Как зеркальная поверхностть отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся каратэ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу , и добиться взаимодействия всех сил , действуя в направлении последних . Это и является смыслом Каратэ". Кара - опустошение.
Удары ногами Дзёдан маэ-гэри тюсоку — разновидность прямого удара ногой в лицо.
Его использование предъявляет повышенные требования к скорости
начального импульса бедра и последующего «выхлеста» голенью. Удар
наиболее эффективен после должной дезориентации противника или когда
противник наклонился вперед. Маховые удары прямыми ногами типа кэаге
имеют базовое постановочное значение, прежде всего как ключевое
упражнение для правильной работы бедер, а также одним из средств
увеличения растяжки и роста специальной выносливости. В учебном
исполнении из дзэнкуцу-дати в перемещении эти удары возвращаются близко
к опорной ноге (не касаясь пола), а затем выдвигаются вперед в стойку
вместе с поступательным движением тела.
На начальном этапе становления школы Кёкусинкай (как и в других
традиционных школах) для обозначения уровней квалификации не
существовало развитой системы поясов и канонизированной нормативной
базы. Обладателями черных (мастерских) поясов были основатель школы и
его ближайшие ученики, уровень и достоинства последних позволяли
развивать школу от имени ее главы. Они получали соответствующий
сертификат (инка), который удостоверял их права. Для восточного
менталитета это было достаточным свидетельством зрелости воспитанников
школы.
Стойки Простейшая стойка ожидания фудо-дати является естественным
положением, в котором совершается первичное «собирание» тела и
мобилизуется внимание.
Стойка с перекрещенными ногами. Используется в течение краткого отрезка
времени в процессе выполнения удара или блока рукой. Голень задней ноги
упирается в икру передней ноги. Передняя нога на полной ступне, задняя ступня
на носке. Колени полусогнуты.