Сразу же после смерти Брюса Ли, когда по всему миру
распространилась печаль и бушевали споры, он незаметно перешел грань от
самого ходового товара киноиндустрии в легенду. Во всем мире в
кинотеатрах собиралось еще больше народа. Возник культ Брюса Ли.
Поклонники ринулись даже на показы второсортного фильма «Марлоу». Этот
фильм провалился, когда был в первый раз выпущен на экран, но компания
«MGM» быстро снова его выпустила, в этот раз с именем Брюса Ли на
первом месте в титрах.
Даже вечером того дня, когда
Брюс Ли умер, по Гонконгу на волне накалившихся эмоций уже проносились
слухи и домыслы, В Пресс-клубе говорили, что Брюса Ли втянули в большую
драку с десятью или двенадцатью людьми, которые избили его до смерти.
Как спортсмен, Брюс Ли всегда гнал себя все выше,
дальше и быстрее. Но ближе к концу он пытался делать это, прикованный к
тяжелому грузу роли звезды. Казалось, у него никогда не было желания
отдохнуть, даже если были возможности для этого. Только однажды он
вообще высказался на тему отдыха, считая это состояние не слишком
желательным, неподвижным, застывшим и мертвым. Брюс Ли постоянно, опять
и опять прорывался через свои границы. Когда люди говорят о Брюсе Ли,
чаще всего используется слово «интенсивный».
Если я скажу вам, что я хорош, вы, наверное, подумаете, что я хвалюсь; если я скажу, что не достаточно хорош, вы будете знать, что я лгу.
Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайнику. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.
Несмотря на то что Брюс Ли начинал в школе вин-чунь,
- писал Дуг Палмер, - каждый раз, когда мне случалось встретиться с
ним, он уже расширял свой стиль, включая в него не только известное
ранее, но и какие-то новые измерения, умножавшие эффективность и
универсальность его собственной «школы». Это была не просто техника,
джит кун до уже вышел за рамки стиля как такового. По мнению Брюса Ли,
стиль - это что-то ограничивающее. Джит кун до - это подход,
мировоззрение, Путь.
Эмигрировав в Соединенные Штаты, живя и работая в
Сиэтле, Брюс Ли учил своих первых студентов методу боя, основанному на
вин-чунь, который стал называться джун-фан, по первому родовому имени
Брюса. Однако Брюс Ли всегда признавал свой долг перед вин-чунь и
уважал своего учителя, Ип Мэна.
Однажды Брюс Ли и Дэн Иносенто ехали на машине,
обсуждая искусство фехтования на шпагах. Брюс Ли сказал, что самым
эффективным способом контратаки в фехтовании является так называемый
«стоп-удар», то есть отражение выпада и контрудар, соединенные в одном
движении. Идея заключается в том, что самый экономный способ нанести
ответный удар - это прервать действия противника в их кульминационной
точке.
Переменив в течение месяца несколько временных
пристанищ, Брюс Ли открыл свою третью школу в феврале 1967 года на
Колледж-стрит, 628, в Лос-Анджелесе. Институт располагался в анонимном
доме, без всяких вывесок (точно так же, как и Институты в Сиэтле и
Окленде). По распоряжению Брюса никакие случайные посетители туда не
допускались. Чтобы полностью защититься от посторонних взглядов,
оконные стекла были закрашены красной эмалевой краской. Дэн Иносенто
был назначен ассистентом Брюса, и в школу допускались только те, кто
могли доказать свой талант. Если Брюс находил, что новый ученик имеет
достаточные навыки или может использовать то, что ему предлагают, то
готов был учить его бесплатно.
В 1950 году Гонконг страдал от безработицы,
экономической депрессии, перенаселенности, большого количества
бездомных и просто оттого, что люди беззастенчиво эксплуатировали друг
друга. Тысячи и тысячи китайцев устремились в го род, спасаясь от
коммунистического режима, восторжествовавшего в континентальном Китае.
Беженцам некуда было деваться, и они устраивали свой ночлег в парках,
подъездах или просто на улицах, иногда сооружая себе крохотные лачуги,
являющие собой не более чем несколько кусков картона, скрепленных
вместе. Некоторые обживали крыши, иные устраивались в лестничных
проемах жилых домов. За право жить приходилось жестоко бороться.
Каждый, кому посчастливилось найти работу, трудился сутра до ночи,
чтобы заработать на еду и снова продолжать работать.
Бойцы делятся на "работяг" и "интеллигентов''. Первые проводят одинаково каждую схватку. Их удары автоматичны и повторяются.
Вторые
же меняют тактику, чтобы нанести решающий удар в зависимости от техники
противника и способа его борьбы. Они приходят к каждой схватке,
разработав стратегию и проанализировав варианты.
Вполне естественна и для начинающих и для опытных
спортсменов некоторая двойственность внутренних ощущений. С одной
стороны, борец чувствует, что владеет ситуацией, а с другой - ощущает
нервозную "бабочку в животе". Если, выйдя на ринг, он будет
контролировать свои чувства, то будет проводить бой в полную силу своих
возможностей. Но он же может остаться в таком сильном напряжении, что
его мышцы будут работать против него же. Он потеряет подвижность, а его
движения станут неестественными.
Чтобы стать опытным борцом, необходимо обладать
определенными свойствами, которые могут быть врожденными или
приобретенными. Например, быстрота - врожденное свойство, но
развивается за счет тренировок. Если она вам не дана от рождения, вы
должны ее приобрести путем ежедневных тренировок, а если она у вас
врожденная, то вы должны тренироваться, чтобы ее повысить. Есть
несколько различных видов быстроты.
Этот удар - хорошее оружие контратаки. Не следует его
применять для атаки. Этому удару сложно научиться, но когда вы им
овладеете, он может стать лучшим оружием против опытных противников.
Также он должен применяться и против постоянно атакующих агрессивных борцов.
Это один из самых быстрых ударов ногой в Джит Кун До и, в основном, используется как оружие нападения.
Должен
наноситься очень быстро. Это также хороший удар для контратаки. Он не
такой сильный, если сравнивать его с ударом ногой в сторону, но очень
эффективный. Бить следует по слабым точкам противника.